КОНТРОЛЬ БИЗНЕСА: ИНДИКАТОРЫ ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦА
Заказать этот семинар в формате корпоративного обучения Вы можете уже сейчас.
Ключевой элемент, который подпитывает «разгон велосипеда» - то, что все риски считаются высокими.
Почему?
С одной стороны, есть реальный опыт: только отпусти постоянный личный контроль – и тут же любая группа затрат неконтролируемо вырастет.
Зная к чему может привести реализация каждого риска, владелец вынужден контролировать все сам, потому что боится, что не сможет вовремя заметить и среагировать на те или иные события. И это естественно, ведь интуиция и ощущения владельца – достаточно точный инструмент, так как он долго живет своим бизнесом.
С другой стороны, этот инструмент имеет два существенных недостатка:
- он неотделим от владельца и субъективен;
- с ростом масштаба бизнеса владелец становится придатком бизнеса, без которого бизнес быстро умрет – и это не дает владельцу жить для себя.
Он не принадлежит себе, не имеет свободного времени, крутится как белка в колесе, домой только на ночь, а если уехать на новый год покататься на лыжах на две недели – то потом придется до следующего нового года расплачиваться за это удовольствие... кто кем владеет – владелец бизнесом или наоборот?
Что делать?
Разделить риски на две основные группы
- Риски, по которым непрерывный прямой контроль жизненно необходим.
- Риски, которые достаточно периодически контролировать по ключевым точкам.
Для этого нужно:
- Отделить риски второго типа (их обычно 60-80%);
- Оставить за собой 20-40% рисков первого типа;
- По рискам второго типа определить индикаторы;
- Издать 12 распоряжений для организации контроля рисков второго типа и лично проследить за их выполнением.
! Важно: методика сбора и расчета индикаторных показателей должна быть простой, прозрачной и проверяемой, чтобы владелец всегда быстро мог понять, можно ли верить результату.
I. Задачи владельца
1. Построить честные отношения с управленцами.
- Отличие собственника и менеджера. Основное – в рисках.
- Собственник, активы и доверительное управление
- Задачи и риски собственника.
- Задачи менеджера.Основная - увеличение активов, переданных в управление.
- Основные элементы капитала (активов), переданных в управление.
- Понятная и честная для обеих сторон модель взаимоотношений между инвестиционной компанией (владелец) и бизнесом (управленец) через капитал.
2. Контроль компании, отдельных бизнесов /проектов, структуры капитала
- Подходы к выделению отдельных бизнесов и формализации их взаимодействия.Оргструктура и ее связь с бизнесами. Различие понятий бизнес и обособленная бизнес-единица (ОБЕ), применяемое в матричной структуре управления
- Методы контроля структуры капитала - для каждого из бизнесов и общего.
- Показатели (общие для разных отраслей), которые необходимо контролировать непрерывно, чтобы быть спокойным, что все нормально:
- Оборот
- Маржа (по прямым затратам)
- Затраты, считаемые котловым методом
- Управленческая себестоимость
- Капитал
- Инвестиции
3. Как уйти от непрерывного личного контроля
- Если потратить время и силы на утверждение стратегии и основных целей, то потом можно лишь реагировать на те немногие события, которые могут повлиять на выполнение [стратегического] плана.
- Ключевым является своевременность осознания проблемы и вмешательство для ее решения.
- Такая схема работает только тогда, когда контроль осуществляется непрерывно и в реальном времени, но необязательно всем этим заниматься самому.
- Система контроля должна быть простой и прозрачной для понимания как контролирующего, так и контролируемых.
- Развитие бизнеса, и, главное – НОВЫХ бизнесов
II. Как построить систему индикаторов без революций?
1. Текущая ситуация
- Почему «большие» системы автоматизации (ERP-системы), как правило, не работают так, как ожидается.
- Практически в любой компании существует масса информации, которая уже фиксируется в электронном виде и ее можно использовать для построения системы контроля.
2. Как перейти от задачи «что поменять чтобы иметь картину» к «что добавить/надстроить чтобы иметь картину»
- Не обязательно ломать компанию «тяжелыми» решениями – достаточно точечных, но продуманных и индивидуальных вмешательств.
- Как понять, что нужно дополнительно контролировать, что бы в итоге посчитать требуемые показатели
- Как формализовать основные функции и продукты бизнеса
- Как выделить формы фиксации событий финансово-хозяйственной деятельности
- Сотрудник будет вводить информацию в компьютер только тогда, когда это единственный способ выполнить свои прямые обязанности/отчитаться.
- Как собрать информацию с имеющихся источников
- Какая должна быть процедура верификации данных
3. Как создать простой, понятный и быстрый контроль «все ли учли»
- Учет и информация
- полнота, точность и оперативность
- компромисс допустим только между точностью и оперативностью
- Правильный, «по начислению», учет
- очень трудно организовать контроль полноты, поэтому либо этот учет охватывает всю компанию, либо бесполезен
- а когда он всеобъемлющ – то сложен и дорог, а главное – очень трудно модифицируется под изменения бизнеса
- Метод вовремя обнаружить имеющиеся расхождения учета с жизнью
- внешние по отношению к компании «точки контроля»
- данные о движении денежных средств (ДДС) – единственно полный и оперативный источник информации для экономических показателей.
- Как можно работать с приближениями
- то есть получать от них все то же самое с контролируемой погрешностью
- вне зависимости от учета в компании всегда есть возможность взять несколько данных, которые уже есть, и строя все отчеты – выводить контрольную цифру, которая должны быть сверена с этими данными
- Методы дополнительной обработки ДДС, чтобы контролировать такие показатели, как прибыль, инвестиции, структура капитала, в непрерывном режиме.
4. Какая служба должна быть организована для обеспечения работы такой системы
- Служба, подчиненная строго наверх и параллельная всем имеющимся структурам, как основной инструмент реализации владельческого контроля – «око государево», 5-7 человек
- «Отдел корпоративной информации» - 3-5 человек
- «Служба финансовых контролеров» - по одному на каждый бизнес
- Структура, основные должностные обязанности, сфера полномочий сотрудников таких служб
- Иерархия «очистки» информации
- Дополнительная маркировка сути контролируемых операций независимо от исполнителя (на самом деле это были затраты бизнеса или вывод капитала из бизнеса)
- Регламентированная отчетность
- принципы организации системы отчетности, позволяющие жестко контролировать процесс ее получения и заверения/визирования на всех этапах
- как назначать персонально ответственных в этом процессе и за что они должны отвечать
5. Как построить такую систему, чтобы она была минимально зависима от ИТ персонала вообще и от собственного – в особенности
- Как обеспечить независимость от существующих систем первичного учета в компании
- создание отдельной базы данных для сбора всей картины в единое целое
- создание системы импорта и ввода в эту базу отдельных кусочков мозаики
- Как обеспечить автономность и незаметность,скрытность работы
- возможна поддержка независимо от ИТ-подразделения альтернативный (без операционного участия сотрудников участия ИТ)
- съем информации с имеющихся информационных ресурсов.
6. Как обеспечить информационную безопасность созданного решения
- Лучший способ защиты - когда о нем не знают.Сознательно не встроенное в бизнес-процессы подразделение, «о службе знает только сама служба и владелец», если ее убрать, внешне ничего не изменится.
- Мобильность – «подключил, считал и убежал». Ключевая часть системы – «волшебный чемодан»-ноутбук для владельца, на который все собирается при подключении к основной сети
7. Резюме
- 7 доверенных лиц, владеющих технологической стороной вопроса, но не выводами. По Вашему усмотрению ни один топ-менеджер, в том числе финдиректор, может не входить в их число
- Об истинных задачах подразделения никто не знает
- Вы знаете, когда вмешаться
- Работу подразделения всегда можно проверить на любом этапе неявно для исполнителей (по всем вопросам четкое понимание «можно верить данным – нельзя верить данным», и если нельзя, то кому «по рукам» и за что)
- Консолидированный учет для целей контроля, с заранее известными допущениями (например: я знаю, что точность не абсолютная – но я знаю что в пределах +-5% ей можно верить и т.д.)
Заявка на корпоративное обучение
Корпоративное обучение предполагает обучение сотрудников одной компании. Программа разрабатывается с учетом специфики вашего бизнеса и поставленных задач. Для получения подробной информации об условиях и стоимости обучения отправьте заявку через форму ниже.
Внимание!!! Если вы хотите посетить этот семинар в открытом формате, оставьте предварительную заявку и мы сообщим Вам о начале набора группы.
ТЕМАТИКИ СЕМИНАРОВ
- Учредителю. Владение бизнесом
- Директору. Управление бизнесом
- Налоги. Налоговое планирование
- Безопасность бизнеса
- Финансы. Управление финансами
- Управление продуктом
- Управление закупками и запасами
- ВЭД. Логистика. Таможня
- HR. Управление персоналом
- Продажи. Управление продажами
- Директор по производству
- Право. Законодательство
- Маркетинг. Реклама. PR
- Переговоры. Коммуникации
- Делопроизводство. Офис-менеджмент
- Строительство. Недвижимость. ЖКХ
- Медицинским центрам
- Управленческие навыки
- Личная эффективность