Телефон Поиск Меню
Успеху нужно учиться!
(495) 980-66-00
Бизнес-школа «Эксперт» — семинары и тренинги в Москве

Управление по целям в системе менеджмента качества
Ветлужских Елена., профессиональный коуч, выпускница курса Мерилин Аткинсон (Международный Эриксоновский Университет, Канада)
Современный подход к постановке СМК на предприятии предполагает совершенствование системы управления предприятия в целом.
 
Согласно стандарту ISO9004:2000 «Руководящие указания по улучшению деятельности» «для успешного руководства и управления компанией необходим систематический и наглядный менеджмент», то есть внедрение современных стандартов ISO 9001:2000 означает не только производство качественной продукции, но и достижение на предприятии уровня менеджмента, гарантирующее выпуск продукции требуемого качества.
 
Система управления по целям систематизирует процесс управления и повышает результативность деятельности предприятия, является эффективным инструментом для постановки и поддержания системы менеджмента качества на предприятии, поддержания качества на всех уровнях предприятия.
 
Вместе обе системы дают синергический эффект.
 
Система управления по целям Management by Objectives (MBO)позволяет систематизировать процесс управления за счет определения целей и формирования общего видения целей, дает возможность провести оценку эффективности деятельности, ориентирует на результат.
 
Идея управления по целям была высказана в 1960-х годах Питером Друкером.
 
Первый шаг для внедрения системы управления по целям на предприяти: определение целей предприятия, затем их декомпозиция до уровня подразделений, отделов, сотрудников. При этом постановка целей даже на нижних уровнях компании происходит в соответствии с полным пониманием целей, поставленных перед топ-менеджментом, в соответствии с целями, стратегией организации.
 
Цели и задачи выставляются по принципу SMART:
  • Specific — специфичные для организации/подразделения/сотрудника;
  • Measurable — измеримые;
  • Achievable — достижимые, реалистичные;
  • Result-oriented — ориентированные на результат;
  • Time-based —ограниченные сроком выполнения.
Обычно определяются по 3-5 целей (задач) для руководителя (сотрудника), далее расставляются приоритеты с помощью проставленных весов, определяются критерии оценки выполнения задач. Результаты достижения данных целей связываются с системой премирования.
 
Большинство компаний оценивают эффективность работы менеджера и вознаграждают его по одному финансовому показателю (например, объем продаж). Но данная оценка не дает полного представления о эффективности работы руководителя (менеджера), высокий объем продаж может получиться за счет сложившейся ситуации на рынке (например, повышение цены на металл на рынке привело к росту объема продаж в денежном эквиваленте ) и т.д.
 
В данном случае постановка 3-5 целей/задач позволяет более объективно оценить деятельность руководителя (сотрудника), позволяет учесть не только краткосрочные финансовые результаты, но и выполнение стратегических целей, оценить качество работы руководителей.
 
Как уже мною было отмечено, при наличии MBO, в организации эффективнее происходит внедрение и поддержание системы менеджмента качества на предприятии.
 
Рассмотрим систему управление по целям на примере реальной компании.
 
Применение системы управления по целям на примере производственно-торговой компании А.
 
Компания занимается реализацией упаковочного материала как импортного производства (осуществляет закупочную деятельность), так и собственного, имеет собственное производство упаковки.
 
В компании действует система управления по целям, а также осуществляется постановка системы менеджмента качества.
 
Цель компании: клиентоориентированность, направленная на удовлетворение требований потребителей в к предоставлению продукции высокого качества, нужного ассортимента, точно в срок ( “just in time”).
 
Большое значение придается качеству продукции собственного изготовления по всему производственному циклу.
 
Цели руководителей подразделений /сотрудников установлены, исходя из целей компании.
 
Рассмотрим таблицы целей директора по производству и менеджера по качеству.
 
 
 Таблица целей директора по производству:
 
 
3-5 основных целей
дата
Вес
Требуемая поддержка
Выполнение
Результат
1
Выполнение плана по выпуску продукции
 
50
 
90%
45 %
2
Выпуск продукции соответствующего ассортимента
 
30
 
94 %
28%
3
Качество продукции
 
20
 
100 %
20 %
100
Выполнение
93%
 
Таблица целей менеджера по качеству:
 
3-5 основных целей
дата
Вес
Требуемая поддержка
Выполнение
Результат
1
Снижение брака продукции на 5%
 
4 0
 
60%
24 %
2
Уменьшение количества претензий от клиентов
 
30
 
90 %
27%
3
Разработка документации по качеству ISO 9001 -2000
 
20
 
100 %
20 %
4
Отсутствие долгосрочных несоответствий
 
10
 
100%
10%
100
81%
 
Вес = значимости цели для предприятия.
 
Определяется дата выполнения целей. Она может быть различна, в зависимости от должности работников, подразделения: месяц, квартал, год.
 
Система премирования в системе управления по целям.
 
Непосредственный руководитель оценивает степень достижения целей согласно установленным критериям. Полученная оценка интегрируется с оценкой деятельности подразделения, которая в свою очередь соотносится с оценкой работы компании.
 
Зависимость премии от целей в компании А.
 
Позиция
Личные цели
Цели отдела
Цели компании
Генеральный директор
   
100
Директор по производству
 
70
30
Менеджер по качеству
60
30
10
 
Таким образом, премия сотрудника на 60% зависит от выполнения личных целей + 30% от выполнения целей отдела + 10% от достижения целей компанией.
 
Допустим, предприятие А выполнило цели на 100%, тогда с учетом выполнения целей компании, целей подразделения/отдела, целей сотрудника процент премиальных составит:
Позиция
Личные цели
Цели отдела
Цели компании
Всего
Генеральный директор
   
100%
100%
Директор по производству
 
70*93%
30*100
95,1%
Менеджер по качеству
60*81%
30*93%
10*100%
86,5%
 
Данная зависимость премии от целей позволяет стимулировать руководителей не только на выполнение целей своего собственного подразделения, но и целей компании, страхует компанию от ситуации, когда отдельные сотрудники выполняют цели на 100% или перевыполняют, а у компании не хватает финансовых ресурсов, чтобы выплатить данные премии (в случае невыполнения целей компанией).
 
Что еще? Важно определить категории премирования, можно разделить персонал на 3 категории:
 
А-управленческие (руководители)
 
Б-обеспечивающие (приносящие прибыль, создающие бизнес-результат)
 
В –поддерживающие.
 
В зависимости от устанавливаем % премирования, например:
 Для группы А- 100% от оклада;
 
Б - 50% от оклада
 
В - 30% от оклада.
 
У разных компаний % премирования различен, например, в некоторых компаниях % премирования у группы Б достигает 200%.
 
Таким образом, при окладе нашего менеджера по качеству 10тыс. рубл., и уровне премирования 50% от оклада, его переменная часть составит :
 
10*50*86,5%= 4325 рубл.
 
В результате, уровень мотивации и ответственности управленцев и сотрудников возрастает .
 
MBO также актуально для собственников бизнеса, которые решили отойти от операционного управления, но при этом хотят иметь всю полноту информации, чтобы контролировать наемного руководителя, процесс принятия ключевых решений и их выполнение.
 
В случае с СМК происходит оптимизация информационных потоков, связанных с выбранной стратегией качества, возможность изменения и корректировки целей по качеству, влияние на качество по всем бизнес-процессам предприятия (на всех уровнях) и, конечно, мотивация сотрудников на внедрение и поддержание СМК на предприятии.
 
Преимущества МВО в сочетании с системой менеджмента качества – создание системы постоянно совершенствующей постановки целей . Систематические аудиты по СМК планируют непрерывный процесс улучшения, тем самым страхуют от постановки неправильных задач, таким образом, вовремя корректируют цели/задачи, изменяют стимулирование сотрудников, а значит и эффективность деятельности сотрудников в нужном для компании направлении.
 
Статья опубликована в журнале «Управление персоналом» №3 2005г.

Тематики семинаровТЕМАТИКИ СЕМИНАРОВ



Подписка на рассылку БШ Эксперт
129226, г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, корп. 5 (м. Ботанический сад). Гостиница "Бизнес-Турист".
Тел/Факс: 8 (495) 980-66-00, E-mail: info@moscow-expert.ru
Эксперт Бизнес школа© 2003-2019 - Бизнес Школа «Эксперт». Все права защищены.

Правила участия в мероприятиях и политика конфиденциальности (Privacy Policy).

Лицензия на образовательную деятельность № 038815 от 11 октября 2017 г.

Семинары
ВЭД, Логистика Переговоры Менеджмент Персонал Маркетинг Продажи Финансы Налоги Закупки Право Все тематики!
Подписка на рассылку

Подписка на рассылку

Контакты